суботу, 2 травня 2020 р.

Изменения к закону о земле опубликованы и вступают в силу

Приняты они были еще 31 марта, Президент их подписал аж 28 апреля, а газета нашего парламента — «Голос України»напечатала их 30 апреля.


Почему тянул Гарант — непонятно. Он ведь прямо просил проголосовать, находясь на трибуне парламента. И, как легко понять из его выступления (смотреть с 1:20) просьба его была вызвана не заботой о людях, а требованиями Международного валютного фонда. Ему, правда, Закон № 552-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий оборота земель сельскохозяйственного назначения» («Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо умов обігу земель сільськогосподарського призначення») попал тоже не сразу, а только после 13 апреля — до того он был блокирован в Раде встречными (тринадцатью!) постановлениями, предлагавшими оный отменить. Но две недели думать... 

С другой стороны, куда торопиться? По этим изменениям мораторий на продажу земли будет отменен только в июне следующего года — пункт 1 Заключительных положений гласит: «Этот закон вступает в силу с 1 июля 2021 года...» («Цей Закон набирає чинності з 1 липня 2021 року»). За это время его и отменить можно.

Закон получился даже не половинчатый, а кусочный. Но вопрос землевладения, по факту, крайне болезнен для украинского самосознания. О перипетиях рынка земли хорошо рассказано в украинской «Википедии». А по результатам недавнего исследования проекта UHBDP большинство опрошенных (четыре с половиной сотни) во всех возрастных и гендерных категориях к открытию рынка земли относятся негативно. Вообще, Интернет наполнен мнениями и комментариями. Я лишь порекомендую к просмотру два выступления, которые были записаны на недавнем конгрессе «Украина — винодельческая страна!» (приведены в конце заметки), а также совсем свежие печатные материалы их авторов — народного депутата Николая Сольского и юриста Богдана Яськива. Разобраться в этом сложно — там много нюансов.

И позволю себе одну ремарку, «шаг в сторону». Любопытную мысль высказал на форуме Winehub Владимир Лавренчук, до недавнего времени — председатель правления «Райффайзен Банк Аваль». По его мнению, возможность продажи земли не откроет двери для массового кредитования. К примеру, рынок городской земли открыт, но там ажиотажа нет, ибо банки не кредитуют массово под залог — им интересно кредитовать бизнес. А в таком случае они исповедуют два глобальных подхода: или наличествует крепкая компания — а здесь земля и не нужна, или компания только что создана, т.н. green field. Но в последнем случае нужно, чтобы кто-то взял на себя часть рисков.

Текст и фото — Александр Зубко




Немає коментарів: